История, Спидвей

Что такое Спидвей

Пора наконец уяснить, что такое Спидвей. Во-первых, это слово, возникшее, видимо, в Америке в период строительства дорог, которое состоит из двух английских слов: спид (speed), то есть, скорость, и вей (way), то есть, путь, дорога. В итоге получается скоростное шоссе. Это и есть первоначальное значение слова спидвей. Затем появились треки для авто- и мотогонок. Слово “трек” – это ни что иное, как “скоростная дорожка” или все тот же “спидвей”. И такие треки, прежде всего, с бетонным или кирпичным (!) покрытием стали называть спидвеями. “Старая кирпичница” в Индианаполисе – “Индианаполис Спидвей”, знаменитый трек в Дайтоне – “Дайтона Спидвей”. Пройдитесь по американским трекам, где проводятся автогонки серий “Наскар” и “Индикар”, – половина из них в своем названии содержит слово спидвей.

Роман известного фантаста Роджера Желязны тоже называется “Звездный спидвей”, хотя ни про Грега Хэнкока, ни про Эмиля Сайфутдинова в нем ничего нет.

Слово спидвей, как наименование вида мотоспорта, применяется уже почти 90 лет. Довольно долго эта дисциплина, отличительной особенностью которой были твердые дорожки с сыпучей поверхностью и прохождение поворотов с пробуксовкой и заносом заднего колеса, носила название дирт-трек (dirt track), то есть, земляной трек. Некоторые “знатоки”, не отличающие слова dirt и dirtу, считали, что правильнее называть “грязный трек”, и на эту мысль их наводили покрытые грязью мотоциклы и экипировка гонщиков, попавших под “шприц”. Под названием дирт-трек прошли “первые соревнования по спидвею” в Австралии (декабрь, 1923), которые организовал Джонни Хоскинс, под таким названием спидвей пришел в Европу в 1928 году, и даже Британская спидвейная лига, родившаяся в 1929 году, изначально именовалась “дирт трек лигой”. В США вплоть до начала ХХI века просуществовал термин дирт-трек, но уже использовался лишь для гонок по ипподрому. Как и в Австрали и Англии, в Штатах (или наоборот – в Австралии и Англии, как и в США) уже в начале 30-х годов ХХ века в обиход вошел термин спидвей.

Сейчас для ипподрома введен в оборот “флэт трек”, то есть, плоский трек. Впрочем, в Чехословакии этот термин применяется по-прежнему в отношении к спидвею, как национальное название (по-чешски – “плоха драга”). Интересно, что в советское время в журнале “Наука и жизнь” была опубликована фотография мотоцикла для гонок по льду, взятая, видимо, из чехословацких источников, с пояснением: “мотоцикл предназначен для езды по плохим дорогам и по льду” (в первоисточнике видимо были слова “ледова плоха драга”, то есть, ледяная дорожка). Как все запутано, не правда ли?

В СССР для спидвея почему-то было выбрано польское наименование. В Польше национальное название спидвея – жужель, то есть, в буквальном переводе, шлак. В Советском Союзе все легкоатлетические дорожки в момент прихода спидвея (1958 год) были гаревыми (или шлаковыми), вспомните песни В.Высоцкого, и новый вид мотоспорта был назван “мотогонками по гаревой дорожке”. Сейчас наша спортивная бюрократия держит равнение на “мировое спортивное правительство”, в Единый календарный план (ЕКП) Минспорта России бдительно включаются чемпионаты и первенства страны только по тем видам спорта, по которым проводятся чемпионаты мира и Европы (это в СССР спокойно начали проводить первенство Союза среди юниоров по гари за десять лет до европейского). Но, видимо по недогляду, в реестре видов спорта до сих пор торчат “мотогонки по гаревой дорожке”, которых в мире никогда не было, в отличие от “спидвея”, и которых (гаревых дорожек) уже давно нет ни на одном стадионе России.

Но это еще не самое страшное.

Мотогонки на льду вошли в реестр ФИМ под российским наименованием ice racing (айс-рейсинг). Но довольно скоро в англо-германской прессе появился термин айсспидвей (ice speedway, eisspeedway), который всем очень понравился и начал широко использоваться, в том числе, и в СССР. Действительно, между двумя разновидностями много общего: и моторы сходные, и колеса, и резина, и правила соревнований, и гонщики, в большинстве своем, выступали одни и те же. Унификация – дело хорошее, но, как оказалось, далеко не во всех случаях.

Так например, в ставшем столицей мирового ледового спидвея Саранске, где о существовании “гонок по гаревой дорожке” подозревали далеко не все, взяли и отбросили слово “ледовый” и стали мотогонки на льду называть просто спидвеем. Стали проводить у себя чемпионаты мира по спидвею – и в ус не дули. По тому же пути пошли и в некоторых других городах. Постепенно докатилось и до Уфы, где один из самых главных спортивных чиновников с уверенностью заявил, что именно то, что на льду – спидвей, а то, что летом – это всего лишь мотогонки по гаревой дорожке. Было это еще в конце 90-х, когда в Уфе еще существовал спидвей, правда, временно (всего-то девять лет) не проводились мотогонки на льду.

Спидвея в Уфе нет уже 18 лет, и не в последнюю очередь благодаря тому, что некоторые граждане – кто по  незнанию, кто по недомыслию, а кто умышленно, не делают отличий между спидвеем и мотогонками на льду. Заголовок в одном из уфимских СМИ в декабре 2016 года гласил: “Уфа может остаться без спидвея!”. Журналист явно молод, ему и невдомек, что Уфу уже давно оставил без спидвея создатель “Уфа-Арены”, а сейчас она может остаться уже и без мотогонок на льду.

В свое время предлагалось “узаконить” официальный фимовский термин ice racing и называть гонки по льду “айсрейсингом”, коль уж наш народ традиционно тащится от зарубежных словечек. Но тут ФИМ, как назло, вылезла со своими “гладиаторами айсспидвея”, оказав медвежью услугу, прежде всего, России. Ведь в той же Башкирии смешивание терминов долгие годы позволяло создавать иллюзию, что со спидвеем все в порядке: в Уфе успешно развивается лед, в Октябрьском и Салавате – гарь. То есть, спидвей имеется везде.

Ну ладно, пусть будет ледовый спидвей, хотя как тогда отличить гонки на мотоциклах с 28-миллиметровыми шипами, где повороты проходят с опорой на колено, а иногда достают лед локтем, от так называемой “ледогари” (понимают, что это, только знакомые с настоящим спидвеем)? Два различных стиля езды и два совершенно несовместимых вида соревнований имеют одинаковое название. Разве это не абсурд?

А разве не абсурд называть мотогонки по гаревой дорожке “летним спидвеем”, а мотогонки на льду – “зимним”? В Австралии, где начался чемпионат стираны по спидвею, сейчас, конечно, жара, но во всем мире январь считается зимним месяцем. Заключительный же этап чемпионата мира ледовых “гладиаторов” состоится в начале апреля, второго месяца весны.

А разве не абсурд используемое с недавних пор в Тольятти словосочетание “гаревый спидвей”? Все равно, что “черный негр”. С чего он гаревый, особенно в Тольятти, где трек изначально 50 лет назад имел не гаревое покрытие?

Если мы не уважаем то, что любим, то не уважаем и себя. Ни одному любителю футбола, если только он не пациент специального лечебного учреждения, не придет в голову называть футбол “летним хоккеем” или “травяным футболом”, или утверждать, что на “Уфа-арене” играют в зимний футбол. Тем более, что в России в летний футбол теперь играют и зимой.

Итак, сделаем выводы.

Спидвей в широком и смысле – скоростная дорога, по которой едут автомобили, в более узком смысле – гоночный трек.

В другом значении спидвей – это официальное название дисциплины мотоспорта, в которой выступают Эмиль Сайфутдинов и Грег Хэнкок.

А мотогонки на льду – это, в крайнем случае, ледовый спидвей, но не спидвей как таковой.

В заключение сообщим, что в ФИМ существует The Track Racing Commission (CCP), а не The Speedway Commission. Под эгидой комиссии трековых гонок проводятся чемпионаты и кубки мира и ФИМ по спидвею (speedway), гонкам на льду (ice racing, ice speedway), длинному (long track) и травяному (grass track) трекам, а также флэт-треку (flat track).

А как же тогда понимать название данного сайта (Speedway.ru), на котором пока что почти вся информация лишь о гонках на льду? – Как раз в самом узко-широком смысле (спидвей = трек, трековые гонки).