Гонщики, дни рождения, Новости

В Башкирии отмечают юбилей выдающегося мотогонщика Юрия Чекранова

УФА, 31 окт 2018. /ИА «Башинформ», Николай Ермоленко/.

«Моложе всех Чекранов Юрий, ему лишь восемнадцать лет, по кругу пролетая бурей, не раз он достигал побед…». Эти строки из эпиграммы салаватского поэта Алексея Пучкина пользовались популярностью осенью 1962 года, когда юный Юрий Чекранов в своем первом гаревом сезоне завоевал право стартовать в финале личного чемпионата СССР по спидвею. Это было в Салавате, где он занял восьмое место в полуфинале первенства. Но еще большая сенсация ждала болельщиков в финале: на дорожке стадиона «Труд» в Уфе дебютант вошел в десятку лучших спидвеистов Советского Союза и был включен в сборную страны.

Весной 1963-го он уже занял четвертое место на этапе личного чемпионата мира, а осенью на том же «Труде» завоевал титул чемпиона России, а точнее – РСФСР, прервав серию из трех побед Игоря Плеханова, становившегося чемпионом республики в 1960-1962 годах. И стал за свой второй сезон в спидвее героем уже не только Салавата, но и всего Союза.

Взлет Юрия Чекранова на спидвейный Олимп был стремительным. В 1963 году его включили в состав команды «Башкирия» — чемпиона СССР 1962 года, где он заменил ушедшего в «Спартак» Плеханова (команда «Спартак» автомотоклуба Башавтоуправления, ныне «Башавтотранса», выступала в чемпионате СССР, вот какие были времена!). Из-за травмы Фарита Шайнурова «Башкирия» уступила «золото» львовскому СКА и стала только серебряным призером. Но уже в следующем году – 1964-м квартет Плеханов – Самородов – Шайнуров и Чекранов вернул «золото» Союза в Уфу. Чекранов при жтом оказался самым результативным гонщиком.

В том же сезоне Юрий Чекранов стал творцом еще одного выдающегося достижения: фактически «Башкирия» в том же почти составе, лишь Шайнурова заменил львовский армеец из Уфы Геннадий Куриленко, да с запасным — уфимцем Габдрахманом Кадыровым, под флагом сборной СССР завоевала серебряные медали командного чемпионата мира. Произошло это в Абенсберге (ФРГ), а лепта Чекранова в успехе сборной СССР составила шесть очков из 25-ти. В личном чемпионате мира 20-летний Чекранов дошел до Европейского финала. В личном чемпионате СССР вплотную приблизился к пьедесталу, заняв четвертое место.

Английский журнал «Спидвей стар» включил его в первую двадцатку сильнейших гонщиков мира 1964 года. Казалось, недалеко уже первая десятка, а то и тройка, столь стремительным был прогресс Юрия Чекранова. Но на гари этот прогресс внезапно прекратился, хотя в коллекции появилась еще одна серебряная медаль командного чемпионата мира – 1966 года.

Зато имя Чекранова загремело на льду. Именно он стал одним из главных героев гонок 1966 года – года проведения первого чемпионата мира. Заняв вслед за одноклубниками по спортивному автомотоклубу строительного треста №3 Габдрахманом Кадыровым и Юрием Дудориным сенсационное третье место в финале России по гонкам на льду, он устроил настоящий погром в финале чемпионата СССР, проходившем на стадионе «Труд» в Уфе. В фуфайке в 30-градусный мороз он опередил всех соперников, причем побеждал в заездах с огромным отрывом. Чемпионом стал досрочно, за заезд до конца соревнований, после чего демонстративно пропустил вперед Шайнурова, помогая тому стать бронзовым призером (а серебряным стал Кадыров).

Вслед за этим последовала не менее убедительная победа на полуфинале чемпионата мира в Ленинграде, где Г.Кадыров снова был вторым, и радовался, что в первый день все-таки смог прийти на финиш одновременно с Чекрановым.

1966 год, ленинградский полуфинал чемпионата мира. Справа налево: Ю.Чекранов, Г.Кадыров, тренер сборной СССР Ю.Подвальный, далее – гонщики Швеции…

Еще неделя – и первый финальный этап первого ЛЧМ на уфимском «Строителе». Снова в совместном заезде Кадыров повержен, Чекранов не едет — летит к чемпионскому титулу. И этот полет заканчивается падением в последней серии заездов. Когда все соперники уже на полкруга позади, горячее сердце не позволяет Чекранову хотя бы чуть-чуть прикрыть ручку газа. Итог первого дня – второе место, первое – у Кадырова.

Во второй день вопрос о победителе этапа снова решается в совместном заезде. Снова впереди Чекранов, но вдруг его скорость резко падает, и Кадыров проезжает мимо. Оказалось, оторвалась подножка, без опоры на которую проехать поворот на полном газу невозможно. Снова второе место на этапе и второе в общем зачете. Остаются еще два этапа – в Москве на стадионе «Динамо». Теоретически можно отыграться, догнать друга, а потом и обогнать в дополнительном заезде. Но…

В Москве оттепель, на подтаявшем льду стоят лужи, а ведь все преимущество Чекранова над соперниками было на перемороженном, жестком и колком льду. Одним словом вторую половину он провалил, до дополнительного заезда дошло, но за бронзу, с чехом Швабом. Однако и тут удача отвернулась от недавнего баловня судьбы.

Юрий Чекранов совершил еще несколько попыток побороться за корону короля льда. В 1967 году на пути встал ледяной поребрик в финале Союза, в итоге падение с переломом позвоночника. В 1968-м, после победы в финале РСФСР в Куйбышеве (ныне – Самара и нет никаких мотогонок), где по бокам на пьедестале оказались чемпионы мира предыдущих лет Самородов и Кадыров, судейские козни и снова фиаско в финале Союза, проходившем в Новосибирске.

Была борьба за союзные медали и в последующие годы, но не приносила успеха, была новая победа в финале чемпионата России – в 1973 году, опять в морозном Куйбышеве. Но постепенно произошли перемены в жизни, в сознании, и гонка на грани возможного уже не была ее главной целью.

Правда не следует забывать, что в 1967 году Юрий Чекранов стал чемпионом СССР и Спартакиады народов СССР в составе сборной РСФСР по спидвею в Ленинграде, в 1967-1969 годах еще три раза – чемпионом СССР по спидвею в составе команды «Башкирия» (Уфа), а в 1979 году завоевал в составе той же команды свой пятый чемпионский титул, но уже как ее главный тренер (Чекранов, кстати, окончил Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта).

Судьба неожиданно свела Юрия Чекранова с хоккеем: дочь вышла замуж за Александра Семака, известного в будущем хоккеиста. Сын Кирилл все же пошел по пути отца, стал мотогонщиком. В подростково-юношеском воозрасте поездил и на гари, но потом сосредоточился на мотокроссе. Выступал даже в этапах чемпионата Европы, за Белоруссию, где и живет до сих пор. Сам Юрий Чекранов тоже прожил много лет в этой республике, поработал и тренером по спидвею в Минске, но в итоге 15 лет назад вернулся на родину.

Мы вспомнили обо всем этом именно сегодня потому, что 31 октября 2018 года Юрию Андреевичу Чекранову исполнилось 75 лет. Все, кто знает или хотя бы слышал о Юрии Чекранове, наверняка пожелают юбиляру крепкого здоровья и спортивной бодрости, долголетия и благополучия. А в памяти ветеранов оживут заезды с участием Юрия Чекранова, его смелый стиль езды, бескомпромиссная борьба и великолепные победы.