60 лет назад, 15 марта 1959 года в Уфе на стадионе “Динамо” завершилась серия первых в истории международных мотогонок на льду – между спортсменами СССР и Чехословакии.
Соревнования прошли при аншлаге, что послужило поводом для строительства к первым гонкам по гаревой дорожке летом того же года дополнительных трибун.
В последний день победа впервые в серии досталась уфимцу – мастеру спорта СССР Николаю Чернову.
Но обо всем по порядку. Советские гонщики с конца января по начало марта практически каждые выходные соревновались на льду Большой спортивной арены главного стадиона страны – Центрального стадиона имени В.И.Ленина. Помимо прочих, состоялись первенства РСФСР и СССР, правда, в классах 125 и 350 кубических сантиметров, а также среди женщин и на мотоциклах с колясками. Чемпионом СССР и РСФСР на самых мощных мотоциклах класса 350 стал уфимец Борис Самородов, уже знакомый москвичам по четырем победам в серии гонок по гаревой дорожке того же стадиона летом 1958 года.
Борис Самородов выиграл и первую в СССР гонку на льду в классе 500 куб.см – на чехословацких мотоциклах “Эсо-500”, предназначенных для гаревых гонок, но с зашипованными колесами, защищенными щитками и решетками. Чехословацкие гонщики, по их словам, не имели опыта гонок на льду вообще, зато имели богатый опыт выступлений на пятисотках в гонках по гаревой дорожке. Тем самым, шансы соперников уравновешивались. Советские гонщики имели крайне малый опыт езды на мотоциклах с 50-сильными моторами, неустойчивыми на льду, по сравнению с привычными для них “Ижами-350”.
В Москве гонки проходили на льду Центрального стадиона имени Ленина 7-8 марта. В первый день в основных 13-ти заездах максимального успеха добился Чернов – 16 очков (за победу давали 4 очка, за четвертое место – одно, при сходах или падениях – ноль очков). По 14 набрали Борис Самородов, чех Милослав Шпинка (отец будушего чемпиона мира Милана Шпинки) и Сергей Старых из Подпосковья. В финальном заезде победу одержал Старых, вторым финишировал Чернов, третьим – Шпинка.
Во второй день гонок в Москве Чернова заменил еще один, ставший знаменитым уже в недалеком будущем, уфимец Фарит Шайнуров. Он был близок к победе в основной части соревнований, но в последнем своем заезде упал. Результат Чернова (16 очков) повторил москвич Георгий Плешаков. Но в финальном заезде победил другой москвич – Анатолий Егоров. Старых поднялся на вторую ступеньку пьедестала почета, а Плешаков оказался только четвертым. На третье место вышел чех Алоиз Яролим.
Когда участники прибыли в Уфу, Яролим увидел знакомое лицо: Даян Мурзин. Оказалось, что в годы Великой Отечественной войны они вместе с боролись с фашистами на территории Чехословакии, и Д.Мурзин был командиром как раз того партизанского отряда, в котором служил Яролим!
В Уфе 14 марта по 11 очков из 12 набрали три гонщика – Борис Агапитов из Ижевска, уфимец Юрий Дудорин и уже неоднократно упомянутый Сергей Старых. В финальном заезде, как и в остальных, в отличие от Москвы, стартовало не по четыре, а по три гонщика. Победу одержал Агапитов, вторым был Старых, третьим – Дудорин. Два схода по техническим причинам не позволили занять высокое место Борису Самородову.
Но в заключительный день уфимцы, наконец, добились перевеса: Чернов выиграл все заезды и набрал 12 очков. Такой же результат был у Старых. Одно очко уступил обоим Борис Самородов. В финальном заезде в жаркой борьбе “схлестнулись” Старых и Самородов, оба упали. Самородов вскочил и продолжил гонку, хоть и далеко отстал от Чернова.
Итак, победителем стал Чернов, а второе место занял Самородов – двойная победа уфимцев под занавес! Но самое удивительное – решение судей по определению третьего призера. За повторное нарушение правил (опасную езду) Старых был дисквалифицирован, а на третью ступень пьедестала поднялся не участвовавший в финальном заезде Ярослав Махач.