в мире, в России, История, Новости, Спидвей

“100 лет спидвею” – разоблачение мифа

Уходящий 2023 год для спидвея юбилейный. Слоган SPEEDWAY 100 YEARS красовался на бортах всех SGP, факт столетия обозначен Международной мотоциклетной федерацией при помощи специальной странички https://www.fimspeedway.com/100-years-of-speedway.
Каждый из нас, начиная свое знакомство с историей спидвея, встречался с упоминанием о «первых соревнованиях по спидвею в мире», состоявшихся в австралийском городке Мейтленд 15 декабря 1923 года. А полвека назад в Англии состоялся даже большой турнир лучших команд мира, посвященный 50-летию спидвея. То есть, эта дата признана официальной и не подлежит сомнению.

Рассказ о первых соревнованиях по спидвею в мире начинался с перечисления приключений «отца спидвея» Джонни Хоскинса, которые и привели его в 31-летнем возрасте к созданию этого популярнейшего ныне вида мотоспорта. При этом публиковались фотографии, на которых гонщики на старинных мотоциклах с загнутыми вниз рулями проходят повороты с заносом, едва не падая и почти касаясь грунта коленом оттянутой назад левой ноги. И никому в голову не могло прийти, что эти фото из совсем другого времени, уже 1930-х годов. Ведь всё хорошо складывалось: нелепые гонщики, старинные мотоциклы, неумелая езда, в которой, тем не менее, легко узнавался современный спидвей.

И сомнений в том, что все это или примерно то же самое и происходило 15 декабря 1923 года в далекой Австралии ни у кого не оставалось. А ассоциации с «первыми соревнованиями в гонках по гаревой дорожке в СССР», состоявшимися в Москве, которые «отец советского спидвея» Владимир Иванович Карнеев как бы скопировал, но уже на более высоком уровне, с тех гонок, что когда-то состоялись в Австралии, укрепляли эту уверенность.

Не будем повторять набившую оскомину историю о том, как при помощи якобы придуманного им спидвея Хоскинс вызвал взрыв интереса к выставке, в штате сотрудников которой состоял. Лучше посмотрим, имело ли то мероприятие что-либо общее со спидвеем. Даже не с современным, а хотя бы с тем, который появился в СССР в 1958 году.

Начнем с собственно трека. Это был обычный ипподром на территории выставки, то есть дорожка для скачек и бегов лошадей, чего сам Хоскинс и не скрывал. Но он козырял тем, что длина круга на ипподроме в Мейтленде была не в одну милю, а значительно короче. Мол, поэтому и были эти гонки именно прообразом спидвея. Если быть точнее, то круг ипподрома в Мейтленде был около 600 метров, что в полтора раза больше, чем классический трек для соревнований по спидвею даже по старым фимовским стандартам, а по нынешним стандартам это уже однозначно длинный трек.

И тут возникает первый вопрос. Если мотогонки на ипподроме в Мейтленде можно называть соревнованиями по спидвею, то почему таковыми нельзя называть мотогонки на всех прочих ипподромах, в том числе российских, например, в Москве, Одессе, Туле?

А ведь мотогонки на ипподромах придумал вовсе не Хоскинс. Они проводились задолго до него и в самой Австралии, и в других странах. Есть сведения о таких гонках в США, Южной Африке, проведенных чуть ли не в 1909 году. Почему же не считать какую-нибудь из тех гонок первыми соревнованиями по спидвею?

Может какие-то другие признаки отличали гонки Хоскинса от обычных ипподромных, и именно они дали ему основания называть свое мероприятие первым соревнованием по спидвею в мире?

Увы, никаких признаков нет. И сам Хоскинс ни о какой новизне не помышлял. Это он уже потом додумался. А тогда в весьма скромном по размерам газетном анонсе, подписанном им самим, лишь на третьей строке стояли два слова «сенсационные мотогонки». И сенсационность состояла лишь в том, что на ипподроме в Мейтленде мотогонки проводились впервые. Раньше тут такого не было – вот и все! А вообще эти гонки были лишь частью программы «Благотворительного карнавала монстров».

Опубликованные в Интернете странички программки мероприятия от 15 декабря 1923 года также свидетельствуют о вторичности в нём мотогонок. На титульной ее странице о мотогонках вообще не было ни слова. И это о первых-то соревнованиях в мире в совершенно новом виде спорта! Более того, заезды мотоциклистов начались лишь после завершения обычных для этого ипподрома конных соревнований.

Имеют ли право какие-то второстепенные заезды мотоциклистов, проводящиеся всего лишь в рамках основного мероприятия, громко именоваться первыми соревнованиями в мире? Сомнительно.

Чем же напоминали проведенные Хоскинсом гонки то, что сейчас называется спидвеем? Стремительными стартами, борьбой на виражах, веером грунта, летящим в лицо соперника из-под буксующего заднего колеса?

Увы, ничего подобного не было. Хотя в каждом заезде участников было по пять-шесть, стартовали они даже не по резинке, а раздельно, уходили на дистанцию по одному, как лыжники, с интервалом в несколько секунд. Каждый начинал двигаться после выстрела судьи из стартового пистолета.

Но как начинал? Кто-то заводил мотоцикл толкачом, кто-то разгонял свой “болид”, вращая велосипедные педали, а уже потом, после достаточного разгона и набора двигателем оборотов, запрыгивал на него. Да, мощности двигателей тогдашних мотоциклов были настолько малы, что ни о каком другом способе тронуться с места не могло быть и речи. При этом далеко не все заявившиеся на гонки владельцы мотоциклов пожелали хотя бы на время гонки их облегчить, сняв фару и ящик с инструментом. Надо ли говорить о том, что ни о какой езде с заносом на поворотах также не могло быть и речи.

И какой же это спидвей?

Но зрелище получилось эффектное: ревущая сразу полдюжиной моторов карусель накручивала свои мили, ездоки с улицы, никогда не ездившие в гоночном режиме, да еще по рыхлой дороге из травы и шлака, то и дело падали, – ведь Хоскинс придумал правило: не опираться ногой на грунт на повороте – лишь бы публике было весело.

Из всего сказанного вывод один: никаких признаков того спидвея, с которым в нашей стране познакомились в 1958 году, или хотя бы того, который изображен на сопровождающих фотографиях из 30-х годов, тут не видно. Обычные мотогонки на ипподроме тех лет, более чем заурядные.

А в это время, даже на три с половиной месяца раньше, 1 – 3 сентября 1923 года на ипподроме в Москве состоялись мотогонки на первенство СССР. А первое первенство РСФСР на том же ипподроме было проведено еще в августе 1920 года! Напомним, что Советский Союз был учрежден 30 декабря 1922 года, а до этого, начиная с Великой Октябрьской социалистической революции наше государство называлось РСФСР. На выбор: либо в 1920, либо в 1923 годах в нашей стране проводились мотогонки по ипподрому, но более крупного масштаба и с солидным статусом. Ни в Австралии, ни в США “национальных” чемпионатов еще не проводилось, а в разрушенной Гражданской войной и иностранной интервенцией Советской России были проведены!

И уже хотя бы поэтому у нас гораздо больше оснований называть свои первенства страны первыми соревнованиями по спидвею в мире. Но у нашей страны в то время были другие проблемы, надо было восстанавливать и укреплять экономику, начинать выпуск собственной моторной техники. И как только был построен первый советский мотоцикл, мотоспорту был дан новый толчок. В 1937 году по указанию “сверху” по всей стране стали открываться автомотоклубы при государственных органах управления физической культурой и спортом. Развитие мотоспорта, как и индустриализацию, подгоняло правительство СССР. Самый знаменитый и популярный в стране Герой – отважный летчик Валерий Чкалов неизменно был главным судьей всех важнейших соревнований по мотоспорту, вплоть до первенства СССР. Правда трековые гонки на какое-то время отошли на второй план. На первый вышли кроссы и гонки на шоссе, установление рекордов скорости, которые в большей степени способствовали развитию мотоциклостроения и совершенствованию отечественной мототехники.

Но давайте вернемся в 1923 год, на первое первенство СССР по трековым мотогонкам. В отличие от гонок в Мейтленде, старт в каждом заезде был общим, все гонщики начинали двигаться одновременно и с одной линии. Благо места хватало – Московский ипподром был солидным сооружением европейского уровня, настоящий аэродром.

В Москве ездили практически на тех же «импортных» мотоциклах, что в Австралии. Пользуясь случаем, сообщим результаты этого первого первенства СССР по трековым (ипподромным) мотогонкам, ставшие всеобщим достоянием лишь через 100 лет после его проведения благодаря совместному проекту «Яндекса» и «Советского спорта». Узнаем имена героев, а также узнаем, какие мощности развивали двигатели их мотоциклов. Кстати, с дореволюционных времен было принято делить мотоциклы на классы не по рабочему объему двигателей, а именно по их мощности.

Класс мотоциклов с двигателями мощностью до 2 ¾ л.с. (2,75 лошадиной силы), дистанция финального заезда 9 верст: 1. Калашников (Москва, «Дуглас») – 10 мин. 32 сек.; 2. Чашников (…, «Зингер») – 10 м. 48,5 сек.; 3. Васильев (…, «Триумф») – 10 м. 58,8 сек.;…

Мотоциклы с мощностью до 3 ½ л.с., 12 верст: 1. Обухов Гр. (Москва, «Зингер») – 10.43,2; 2. Аббакумов (Тула, «Рудж») – 11.14; 3. Гусев (Тула, «Рудж») – 11.20,5;…

Мотоциклы с мощностью до 5 л.с., 15 верст: 1. Шпаковский (Москва, «Нортон») – 13.32,3; 2. Обухов Гр. (Москва, «Зингер») – 13.58,3; 3. Гусев (Тула, «Рудж») – 14.06,5;…

Мотоциклы высшей категории, дистанция финала – 24 версты: 1. Марков (Петроград, «Индиан») – 18,50,8; 2. Морозов (Москва, «Индиан») – 18.51,7; 3. Лерхе (Петроград, «Харлей Давидсон») – 19.56;…

Мощности точно такого же порядка имели двигатели участников гонок в Австралии. Хотя в программке они не указывались, подпись под фото одного из участников – Алана Ропера красноречиво это подтверждает.

История с Хоскинсом имела продолжение, без которого не было бы и легенды о первых соревнованиях по спидвею. Каноническая версия выглядит так: обкатав свое «детище» на ипподромах своей страны, Джонни Хоскинс с группой австралийских гонщиков и разработанным им “подарком” прибыл в Англию, всё кому надо объяснил, и уже 19 февраля 1928 года в местечке Хай Бич состоялась премьера гонок по… дирт-треку, то есть, земляному, грунтовому треку, а если проще – по ипподрому. Дирт-треком этот вид спорта называли еще почти год, а уже потом перешли на более короткое слово «спидвей». Возможно потому, что трек в Хай Бич назывался «Кингс Оук Спидвей» («Спидвей Королевского дуба»!) И эти соревнования стали точкой отсчета для английского спидвея.

Но, опять же, это – версия, распространившаяся впоследствии и укоренившаяся вследствие недоступности для большинства подлинной информации и постоянному “промыванию мозгов”. Какой была здесь роль Джонни Хоскинса на самом деле?

В Интернете можно найти посвященные дирт-треку сканы страниц английского журнала «Мотоцикл» (The Motor Cycle) за 1928 год. Но в обширном описании соревнований 19.02.1928 упоминаются лишь два австралийца – два участвовавших в них гонщика. И ни слова о Хоскинсе. Лишь 29 ноября 1928 года журнал напечатал, видимо по его настойчивой просьбе, статью про те примитивные мотогонки по ипподрому, что он провел в Австралии 15.12.1923. С подзаголовком «первые гонки по спидвею в Австралии».

В первые соревнования по спидвею в мире они превратились уже потом. В полном соответствии со сказкой датчанина Андерсена про новый наряд короля. Авторитет Джонни Хоскинса, ставшего одним из видных организаторов английского спидвея, укрепил публику во мнении, что все так и было как он рассказывает. Заодно получилась очередная красивая легенда об истории успеха. И въевшийся в массовое сознание миф теперь не способны разрушить ни какие здравые мысли и реальные факты. Да и зачем его разрушать?

У любого эпохального события должна быть точка отсчета. А заменить сказку, придуманную Хоскинсом, нечем. Объявить первой какую то другую гонку нельзя по той же причине, по какой нельзя считать первой эту. Соревнования, проводившиеся сто и более лет назад, по определению не могут быть ни первыми, ни вторыми соревнованиями по спидвею в его современном понимании. В полном соответствии с теорией эволюции мотогонки на ипподроме превратились в спидвей постепенно. Так ну и пусть считается, что вырос он именно из того “младенца”, который родился в Австралии 15 декабря 1923 года.

А его австралийский «отец» все-таки оказался настоящим патриотом и тружеником спидвея, своими деяниями обрел заслуженную популярность и, купаясь в лучах славы, дожил до 95 лет. С каждым прожитым годом он все больше становился символом спидвея; присутствовал на всех самых значимых гонках, при этом вел себя экстравагантно, как комический актер. И сфотографироваться с ним считал своим долгом каждый чемпион мира.

Хоскинс получил титул «The biggest man in Speedway» (самый великий человек в спидвее). И время от времени выпускал толстые книги о «своем» детище, которые, с его автографом, украсили коллекцию настоящих спидвейных болельщиков.