в мире, Мотогонки на льду, Новости

Зачем нам это Юлиторнио?

7 января 2017 года в Финляндии в местечке под названием Юлиторнио, о котором Википедия сообщает, что это община в провинции Лапландия с населением четыре с половиной тысячи людей и с плотностью 2,29 человека на квадратный километр, состоялось отборочное соревнование номер один 52-го личного чемпионата мира по мотогонкам на льду. Стадиончик с высоты птичьего полета выглядит неплохо, особенно в окружении живописных лесистых холмов и покрытой льдом реки Торнио, которая “величественно несет свои воды” среди этих холмов.  Не портят пейзаж и зрители, количество которых вокруг ледового овала в точности соответствует данным Википедии.

Летом, поднявшись еще выше, можно лишь с трудом обнаружить то место, где зимой появляется ледовый трек. Это поляна, метров пятьдесят на двести, на которой ничего нет. Даже на сельский стадион, который в Юлиторнио тоже имеется (левее, недалеко от реки), не тянет. Возможно когда-то здесь построят великолепный мотостадион, как в Тольятти (а Юлиторнио предварительно станет столицей Финляндии), но сейчас это просто пустырь, на котором залит лед.Однако пустырь этот по своему значению превосходит все, что есть в мире; не иначе, как новая Мекка. Проведение здесь мотогонок на льду превыше всего, а всё, что сделала для мотогонок на льду Россия, чего добились российские “гладиаторы ледового спидвея” – ничто по сравнению с гонками в Юлиторнио.

Именно ради этой гонки на пустыре, в присутствии 2,29 человека на квадратный километр, именно 7 января, ведущая держава в мировом ледовом спидвее – Россия была вынуждена поломать свой чемпионат, который считается самой сильной гонкой в мире, и лишить двух гонщиков из числа сильнейших возможности бороться за медали.

Почему отбор ЛЧМ-2017 в Юлиторнио надо провести непременно 7 января, а не 14-го, как в шведском Стрёмсунде? Почему его не передвинули на неделю, несмотря на то, что Федерация мотоспорта России заблаговременно обращалась в ФИМ? Из ФИМ ответили, что это невозможно. Чем же будет занят лед в Юлиторнио 14 января, или какими строгими финскими законами охраняется священная дата 7 января? Можно только гадать.

Получается, нет никакого выхода, и одно хорошее дело (Финляндия наконец стала проводить гонки ЧМ!) непременно должно вредить другому, гораздо лучшему? А ведь чем больше будет проводиться гонок, тем больше будет накладок. И выход придется искать, и он наверняка найдется. например, такой, какой МФР предлагала трековой комиссии ФИМ еще год назад.

Зачем нам нужно это Юлиторнио или даже Стрёмсунд? Всем же ясно, что российским гонщикам лишь экстраординарные обстоятельства могут помешать попасть в мировой финал. Раньше еще была борьба между самими россиянами, когда их количество в отборах превышало финальную квоту. Но теперь МФР подает заявку ровно на столько спортсменов, сколько может выступать в финале, и все вопросы о наших финалистах ЛЧМ решаются на финале чемпионата России.

Вот мы и предлагали проводить три отбора ЛЧМ по территориальному принципу: в Континентальной, Скандинавской и Российской отборочной зонах. Из каждой по пять человек выходит в финал, 16-й гонщик на каждом этапе выступает по дикой карте. Кстати, это не ноу-хау, примерно так проводился в свое время чемпионат мира по спидвею.

Можно Европу на Континент и Скандинавию не делить, это ваше дело. Проводите, где хотите и как хотите, только не мешайте нам выбрать свою великолепную пятерку, которая вам же доставит удовольствие своей борьбой на протяжении всей финальной серии.

Скажут, без участия россиян упадет зрительский интерес к отборочным гонкам. Но о каком интересе можно вести речь, если соревнования организуются у черта на куличках, и за два года на ЧМ в Юлиторнио не побывало и пятисот зрителей?

Было время, когда финны на льду представляли угрозу и для российских гонщиков. Еще в 1985 году Ярмо Хирвасоя стал серебряным призером чемпионата мира, а через пять лет завоевал чемпионский титул. В 1997-м бронзовую медаль ЛЧМ “отхватил” финн Яри Албом. Потом появился Антти Аакко, который в 2003 году выиграл “гран-при” ЛЧМ в Ассене, а потом еще пару раз становился вторым призером. Вот как гоняли финны. А сейчас…

К сожалению, сейчас в Финляндии нет гонщиков, способных на равных сражаться с русскими. Какие-то попытки оживить ледовый спидвей в Финляндии вроде предпринимаются, аж на командный чемпионат замахнулись. Но они настолько робки и незначительны, что не могут принести сколько-нибудь заметных результатов. Видимо в связи с этим хочется показать свою значимость как-то еще (если только причина – не катастрофическая бедность, о чем говорилось выше).

Могут сказать, а причем тут Финляндия, ведь все решает трековая комиссия ФИМ, а там директор – Армандо Кастанья, итальянец. Это правильно. Более того, в ТК ФИМ и Россия имеет своего представителя – членом комиссии является бывший генеральный секретарь МФР Олег Захаров. Но решающее слово в вопросах, касающихся данной дисциплины трековых гонок, видимо, имеет эксперт по гонкам на льду. Тем более, что этот эксперт – координатор “чемпионата мира гладиаторов ледового спидвея” финн Йоуни Сеппянен.

А может дело не в финских амбициях, просто мода на санкции против России пришла и в ФИМ? В любом случае, то отношение к МФР, которое демонстрирует ТК ФИМ, выглядит некрасивым и неспортивным. И уж нисколько не помогает чемпионату мира.

Ну а теперь – о гонке и ее результатах. Вопреки ожиданиям, унылой она не получилась, коллизий было достаточно. Позаботились об этом и россияне. Дебютант Динар Валеев в первом же своем заезде получил “дисквалификацию”, а многоопытный Даниил Иванов, который шел на комплект, – наоборот, упал в заключительном заезде, когда лидировал. Справедливости ради надо заметить, что произошло это в беспокойной обстановке, на Иванова буквально наседали Валеев и австриец Харальд Симон, имевшие на тот момент всего по восемь очков. Предварительно и будущий юбиляр (Симону в 2017 году исполняется 50) в 13-м заезде упал без посторонней помощи на последнем повороте, когда находился на лидирующей позиции. Падение Иванова помогло и российскому юниору, и австрийскому ветерану поправить дела: набрав в итоге 11 и 10 очков соответственно, они всего на одно и два очка отстали от победителя ОС-1, которым все же стал Иванов. Но в финальную серию Симон все равно не пробился, поскольку приехал последним в дополнительном заезде за 5-7 места. Опередили его 58-летний швед Стефан Свенссон и его немецкий тезка Штефан Плетшахер (у всех по 10). В дополнительном заезде за третье место на подиуме Валеев оставил позади чеха Яна Клатовского (у обоих по 11 очков). А Даниил Иванов уже на первом круге показал, что надеяться на победу немцу Максу Нидермайеру не стоит (по 12 очков). Второе место для победителя Мемориала С.Старых – итак очень хорошо, хоть он и был уже мировым финалистом 10 лет назад.

А “отлетел” не только Симон, но и надежда шведского ледового спидвея и своего отца Никлас Свенссон. Ему при двух дисквалификациях и трех победах удалось набрать 9 очков, что принесло только седьмое место. Оба спортсмена теперь будут ждать решения ТК, которая определит, кому дать две дикие карты постоянных участников финальной серии. А на них могут появиться и другие ценные претенденты, ведь впереди еще отбор в Стрёмсунде.

03

01_ir-2017_wc_qr-111

Фото: Пентти Вуосаари