История, Новости

МИРОВОМУ РЕКОРДУ УФЫ – 60 ЛЕТ

60 лет назад – зимой 1962 года уфимские организаторы мотогонок на льду, а именно – спортивный автомотоклуб строительного треста №3, при участии Федерации мотоспорта СССР, Центрального автомотоклуба СССР, спортивного и досаафовского руководства Башкирской АССР – установили мировой рекорд по количеству соревнований, проведенных за один сезон.

С 3 декабря 1961 года по 4 марта 1962 года в Уфе на стадионах «Труд» и «Строитель»  состоялось 26 гонок! Из них 15 – на «Строителе», а 11 – на «Труде», 24 – в классе 500 куб.см, а две – в классе 175 куб.см. Две гонки были в ранге финалов первенства СССР, две – первенства РСФСР.

А пиком сезона стали четыре международные гонки с участием сильнейших спортсменов СССР, Финляндии и Швеции, которые привлекали на трибуны «Труда» и «Строителя» по 20 тысяч зрителей каждый гоночный день.

Главным героем мотоспортивной зимы 1962 года стал Борис Самородов, который завоевал золотые медали чемпиона СССР в классах 350 и 500 куб.см, чемпиона РСФСР в классе 500 куб.см, а также выиграл заключительную гонку шестиэтапного международного турнира СССР – Финляндия – Швеция, а в остальных пяти гонках этой серии неизменно поднимался на пьедестал почета. Кроме того, в январе Самородов выиграл две аналогичные гонки в Швеции и одну в столице Финляндии. За что и был назван в зарубежной прессе «чемпионом мира по мотогонкам на льду». Это за четыре года до проведения первого чемпионата мира!

Но вернемся в Уфу 1962 года. Борис Самородов выиграл и самую первую гонку сезона, и последнюю. Но наибольшее количество побед на уфимском льду в ту зиму одержал его друг с юных лет Юрий Дудорин – семь. На счету Самородова было шесть побед, у москвича Всеволода Нерытова – пять.

Несомненно, самыми яркими событиями зимы стали международные гонки. Они проводились через два года после первого приезда в Уфу шведов и финнов, годичный перерыв способствовал росту зрительского интереса. За это время уфимцы, как и любители мотоспорта всей страны, стали лучше разбираться в трековых гонках. Если в первый приезд шведы были для них просто экзотикой, то в 1962 году это были уже старые знакомые. А украшением гонок стал Ове Фундин, к тому времени трехкратный чемпион мира по спидвею, звезда мирового мотоспорта, кумир сотен тысяч болельщиков разных стран. Уфимцы были знакомы с ним заочно, по сообщениям о выступлениях своих земляков в гаревых гонках за рубежом.

В скандинавской части международной серии Фундин показал, что и на льду способен занимать такие же места как и на гари. В Линчепинге он набрал 10 очков из 12 возможных и занял второе место, в Стокгольме – 11 и разделил первое место с Самородовым и Бернтом Хернфельдтом.

О том, как завершились гонки трех стран в Москве, мы уже рассказывали. Теперь кратенько про Уфу. 24 февраля 1962 года на «Труде» при свете прожекторов неожиданную победу одержал Билли Андерссон – 15 очков. Ему было уже за сорок и он был бородат. И то и другое было для советских людей необычным. Уж если ты спортсмен, то должен быть молод и свеж, чисто выбрит и коротко подстрижен, а также улыбчив как Юрий Гагарин. Именно такими были советские гонщики. А тут необычно большой возраст и борода. Но улыбался он уфимцам сердечно, жал протянутые через снежный вал руки и сразу, еще в 1960-м стал любимцем советских болельщиков.

Знали бы уфимцы, что через 60 лет многие российские мотогонщики, вдвое моложе тогдашнего Андерссона, будут иметь бороды, а трое бородачей (Игорь Сайдуллин, Василий Несытых, Дмитрий Солянников) еще и титулы чемпиона Европы!

Но тогда даже чемпионата Европы еще не было, зато все были встревожены: неужели Андерссон снова начнет побеждать на уфимском льду, как два года назад? Борис Самородов занял второе место с 13 очками. Андерссону он проиграл в 12-м заезде на самом финише, а в 19-м уступил еще и Фундину! На третью ступеньку пьедестала поднялся Юрий Дудорин – 12 очков, во вторую призовую тройку вошли Нерытов, Шайнуров (по 11) и Фундин (10). Да, именно так, в те времена призы получали не только первые три, но первые шесть гонщиков, и пьедесталы почета имели шесть ступенек!

25 февраля при свете дня самым быстрым на «Труде» оказался уфимец Фарит Шайнуров – 15 очков. Самородова он опередил по чистому льду, в первой серии. Выиграл старт и был недосягаем. Снова Самородов оказался на второй ступеньке – с 14 очками, снова на третьей – Дудорин с 12 очками. Гости лишь во второй тройке: П.-О.Зедерман – четвертый (11), Андерссон – шестой (10). Между ними – Нерытов – 11 очков.

Зато по результатам двух дней первое место – у Самородова (27 очков). Далее Шайнуров (26), Андерссон (25), Дудорин (24), Нерытов (22), Зедерман (21).

Всеволод Нерытов, который возможно как раз в эти дни нашел в Уфе свою будущую жену, стал победителем третьего дня в Уфе. На стадионе «Строитель» 27 февраля он оказался на верхней ступеньке пьедестала с 13 очками. Столько же набрали Шайнуров и  Самородов, занявшие второе и третье места. Все решило количество троек (у первых двух было по 4, у Самородова – 3) и результат совместной встрече между Нерытовым и Шайнуровым. В 18-м заезде, перед которым Шайнуров был абсолютным лидером, их совместная борьба завершилась в пользу москвича, да еще уфимца обогнал Фундин.

Кстати, 20 февраля 1962 года у Шайнурова родился сын, и первый чемпион СССР по гари и льду назвал его в честь Фундина – Ове или, на шведский манер, Уве.

Во вторую призовую тройку в этот день вошли Андерссон, Сергей Старых (по 11) и Фундин (8).

И вот последний день гонок. «Строитель», 28 февраля. В интервью башкирской прессе Фундин сказал: «если бы сейчас проводились чемпионаты мира по гонкам на льду, чемпионом мира стал бы Самородов». И Борис Самородов поставил победную точку – 15 очков. По 13 набрали Старых и Шайнуров, 12 – Нерытов, по 10 – Кнутссон и Дудорин.
Да, на пятое место вышел тот самый Бьерн Кнутссон, что в 1960 году стал победителем гонок на кубок «Дружба народов», а в 1965-м – чемпионом мира по спидвею.
Почему-то всю серию гонок в СССР он находился в роли запасного шведской команды. И вот, после того как Зедерман 27 февраля в борьбе с Шайнуровым упал и получил травму, на лед «Строителя» выехал Кнутссон. Показал, что ездить на льду нисколько не разучился, набрал за четыре серии 10 очков. Проиграл лишь Старых и Шайнурову, опередил Нерытова и Дудорина. В 18-м заезде, встречаясь с Самородовым, Кнутссон не завершил дистанцию из-за дефекта мотоцикла. Впрочем, на победу над «чемпионом мира» он и не претендовал.

Победу по сумме двух дней снова отпраздновал Самородов – 28 очков. Призы за последующие места получили Шайнуров (26), Нерытов (25), Старых (24), Андерссон (15) и Дудорин (14).

Еще один интересный момент. Сезон 1962 года завершился аж 3-4 марта финальными гонками на первенство РСФСР и СССР в классе 500 куб.см! При этом полуфиналы первенства СССР прошли в Уфе еще 6 – 9 января, каждый в два дня. Про отборочные соревнования первенств РСФСР в течение сезона упоминаний не было никаких. Но это не значит что их не было. А российские финалы в классах 125, 175 и 350 куб.см прошли ранее по такой же схеме, как и в классе 500: в первый день финал России, во второй – Союза. Местами проведения сдвоенных финалов стали Каменск-Уральский (125), Уфа (175) и Куйбышев (350).

При этом в классе “350” чемпионом СССР стал Борис Самородов, а РСФСР – Евгений Константинов. В Уфе же в классе “500” оба первенства выиграл Самородов. Но если на первенстве России он опередил соперников во всех своих заездах, то на первенстве Союза завоевал алый свитер с гербом СССР лишь в дополнительном заезде с земляками-одноклубниками Юрием Дудориным и Фаритом Шайнуровым. У всех троих после 20 заездов оказалось по 14 очков, при этом Шайнуров, как и в гонках со шведами, в первой серии выиграл у Самородова, а Самородов потом – у Дудорина. В дополнительном заезде Самородов опередил обоих, а Дудорин в третий раз за два дня оставил позади Шайнурова.
Именно в этой гонке состоялся дебют в финалах всесоюзных первенств в классе “500” уфимца Габдрахмана Кадырова. И выступал он, если говорить по современному, по “дикой карте”, то есть, был допущен прямо в финал. Но это тема для другого рассказа.
На такой мажорной ноте завершился ледовый сезон 1962 года в Уфе.

Все были довольны и никто не догадывался, что в Уфе минувшей зимой (1961/62 года) был установлен мировой рекорд по мотогонкам на льду. Тогда такими подсчетами никто не занимался, назад не оглядывался. Впереди был гаревый сезон, новые заботы, ведь почти все участники ледовых баталий переключались на гаревые. По крайней мере, уфимцы.
Большое видится на расстоянии, особенно теперь, когда за счастье провести шесть гонок за зиму. Тогда не заметили. Но сейчас то заметили, напоминаем и напоминаем о том, кому и чему Башкирия обязана в первую очередь своей спортивной славой, своей известностью вообще.
Эти воспоминания говорят о прозорливости и дальновидности тех, кто рулил в 20-м веке. Когда еще были не в редкость разъезжающие по Уфе телеги “утиль-сырья”, в Башкирии стали смело заменять “крестьянские лошадки” “железными конями”. Какое будущее разворачивалось перед мотоспортом в республике! Кто бы тогда мог подумать, что в своем отношении к мотоспорту через 60 лет Башкирия откатится лет на сто назад. Что лошадки будут бегать и скакать на прекрасном ипподроме, а про “железных коней” в канун 450-летия Уфы (неужели не заслужили?) даже ни разу не вспомнят, не то чтобы какой-нибудь захудалый стадиончик хотя бы пообещать. И это называется 21-й век!
Возвращаясь к тем временам можно предположить, что тогда Уфа “объелась” гонками, “надорвалась”. Никогда больше на уфимском льду за сезон не проводилось и половины того количества соревнований, что в 1962-м. Но причина не только в пресыщении мотогонками.

Просто уфимские организаторы из спортивного автомотоклуба треста №3 чутко уловили, что надо двигать спидвей, в том числе и ледовый, на периферию, где в нем ощущалась огромная нужда. Одновременно росла популярность гонок на льду и в других регионах СССР – от столицы Эстонии до Владивостока и Хабаровска. В силу природных факторов гонки по льду завоевывали и Сибирь. Уфа из Мекки превратилась во всего лишь столицу советского трекового мотоспорта.