cuwljtfi8mw
Салаватец Эмиль Сайфутдинов мог стать первым трехкратным чемпионом Европы по спидвею, мог даже сделать хет-трик. Мощно стартовать в немецком Гюстрове, где состоялся первый этап финальной серии, ему помешала травма, полученная весной на Speedway Best Pairs Cup. Действующий чемпион занял только девятое место, однако это был далеко не провальный результат. От победителя, которым стал чемпион Европы 2013 года словак Мартин Вацулик, россиянин отстал всего на четыре очка. На счету “Российско-башкирской торпеды”, как назвал Эмиля польский комментатор “Евроспорта”, восемь очков, причем семь из них было набрано во второй половине 20-заездного турнира, в постоянно ухудшающихся из-за дождя условиях. Столько же смог набрать швед Антонио Линдбек, за неделю до Гюстрова выигравший Гран-при Великобритании – этап чемпионата мира.

Следующий этап состоялся в Даугавпилсе (Латвия) и стал одной из лучших гонок всего спидвейного сезона – 2016. До сих пор не подсчитано количество обгонов, которые непрерывно происходили на дистанции почти во всех заездах. В финальном заезде Эмиль Сайфутдинов финишировал третьим, пропустив вперед только дальневосточника Григория Лагуту, ранее выступавшего за местный клуб “Локомотив” и один раз уже владевшего титулом чемпиона Европы, и представителя Швеции — четырехкратного чемпиона мира по длинному треку Йоонаса Кюльмякерпи. Набрав за этап 10 очков, а за два – 18, Сайфутдинов стал лидером ЧЕ, деля эту почетную миссию с поляком Пшемыславом Павлицким, который, правда, не разу не был на пьедестале. 18 очков – мизерная сумма, ведь за два этапа теоретически можно набрать очков вдвое больше. Гонщик, занимавший после двух этапов 10-е место, отставал от Сайфутдинова всего на три очка! Когда еще была такая острая борьба за титул чемпиона Европы!? Две трети финалистов сохраняли шансы на завоевание титула.

Однако на третьем этапе в Тольятти башкирского гонщика постигла неудача. Приехав в город автостроителей лидером чемпионата, он покинул его на девятом месте, с отставанием от лидера в шесть очков. Результат Эмиля на третьем этапе чемпионата Европы — пять очков и 12-е место.

В первом заезде, стартуя с четвертой дорожки, он финишировал последним. К слову, первая победа с этой дорожки была достигнута лишь в 16-м заезде. Во втором заезде Сайфутдинов финишировал вторым, что тоже нельзя было признать успехом, поскольку победил Анджей Лебедев, за несколько минут до этого имевший тяжелое падение. В третьем заезде к Эмилю пришла первая победа. Казалось, что он закрепит ее в четвертой серии. Но, находясь на лидирующей позиции, он неожиданно «споткнулся», позволил догнать себя датчанину Педерсену, а на следующем повороте, поджимаемый трехкратным чемпионом мира, не удержался на большой скорости и упал. К счастью, обошлось без повреждений, но это падение окончательно выбило чемпиона Европы из седла. В последней серии он выехал на трек лишь за несколько секунд до истечения двухминутного лимита, и не был допущен к старту.

Победил снова Григорий Лагута, не выступавший на первом этапе из-за травмы. Блестящие результаты на втором и третьем этапах вывели его на второе место в общем зачете (27 очков), с всего двухочковым отставанием от захватившего лидерство Линдбека. Горячие поклонники Григория уже предвкушали его победу на заключительном этапе и в чемпионате в целом, настолько мощно выступал дальневосточник. Начало в Рыбнике сложилось для россиянина прекрасно: победы в двух заездах, в том числе, над Сайфутдиновым. Но в третьем Григорий упал, а два следующих принесли ему только по два очка (всего – 10). У Эмиля Сайфутдинова в этот момент было 12 очков, Линдбек набрал всего восемь. Все перемешалось, все перепуталось. Появились шансы если не на титул, то уж точно на одну из медалей у Эмиля, не потерял их и Гриша (правда, было видно, что вдохновение покинуло его, уступив место разочарованию). Да и дорога в Рыбнике походила больше на Тольятти, чем на Даугавпилс. Например, с четвертой дорожки было выиграно всего два заезда, а Лагуте довелось стартовать с нее три раза.

В итоге в финал прошел Сайфутдинов, Лагута закончил этап лишь шестым, и вместо чемпионского титула получил дополнительный заезд за место в пятерке участников ЧЕ-2017, который, к счастью, выиграл. А вот Линдбек – лидер после трех этапов – в пятерку не попал.

Снова в финале был Сайфутдинов, плохо стартовал с третьей дорожки, тут же вышел на третье место и начал атаковать чеха Милика, но вскоре пришлось отбиваться от атак поляка Каспшака (серебряного призера ЧМ, Эмиль только бронзовым был). Неизвестно, чем бы все закончилось, но на третьем круге отказал двигатель. В итоге – четвертое место на этапе и седьмое в чемпионате. А новым чемпионом Европы стал закадычный друг Ники Педерсен, трехкратный чемпион мира, несколько лет тщетно пытавшийся завоевать титул лучшего в Европе (как Николай Красников на льду, и обоим это удалось в 2016-м).

Серебро впервые – у чеха Вацлава Милика – сына одного из лучших гонщиков ЧССР 80-х годов, бронза в утешение за годы неудач – у Каспшака. На четвертом месте – Лагута, на пятом – датчанин Леон Мадсен.

Но спидвеисты 21 века не расслабляются ни на минуту, у них нет праздников и выходных. Из Рыбника новоиспеченный чемпион Европы и бывший немедленно отправились в чешский город Пардубице, где с незапамятных времен проводится турнир, собирающий сильнейших гонщиков мира – “Золотой шлем Чешской Республики”, как написано на самом трофее, или “Золотой шлем города Пардубице”, как его почему-то называют организаторы. Среди победителей турнира в 21-м веке – Ники Педерсен, Дарси Ворд, Крис Холдер, Джейсон Крамп, Ли Адамс, ранее – Тони Рикардссон, Ханс Нильсен, Саймон Уигг, еще раньше – Эрик Гундерсен, Оле Олсен, Ове Фундин, – сплошь легенды мирового спидвея. Самые удачливые – один из руководителей SGP датчанин Оле Олсен, завоевавший семь пардубицких “Золотых шлемов”, чехословацкий чемпион Иржи Штанцл (пять) и прикованный ныне к коляске австралиец Ли Адамс (четыре).

Также четыре “Золотых шлема” приехали из Пардубице в Советский Союз. Но это было так давно, что Эмиль Сайфутдинов даже не слыхал и не читал об этом, он даже не знал, что все четыре достались гонщикам из Башкирии, причем, уфимцам. Две “Златых пшильбы” – под номерами 16 и 18 завоевал Игорь Плеханов, по одной – Фарит Шайнуров (17) и Геннадий Куриленко (21). Игорь Плеханов стал победителем первого розыгрыша почетного трофея на гаревой дорожке, состоявшегося в 1964 году (до этого, с 1929 по 1963 год он разыгрывался на ипподроме с травяной дорожкой длиной более 2 км), Геннадий Куриленко победил через пять лет. Эмиль Сайфутдинов ничего этого не знал, о чем чистосердечно признался после церемонии награждения, и поэтому выиграл “Золотой шлем” под номером 68.

8aqelmx4qm

В финальном заезде он оставил позади двукратного обладателя почетного трофея Руне Холту (Польша), немца Мартина Смолинского, шведа Петера Юнга, австралийца Марка Фрике и Ники Педерсена. В соревнованиях приняло участие 38 спортсменов из 15 стран.

Гонщик из Башкирии, дебютировавший в «Златой пшильбе», был единственным представителем России на этом состязании. Он победно провел все стадии турнира, заняв первые места и в своей четвертьфинальной группе, и в полуфинальной. При этом из первого полуфинала вместе с Сайфутдиновым в финал вышли Холта и Педерсен, а прошлогодний победитель Юрица Павлич из Хорватии не смог этого сделать и занял последнее, шестое место. И случайностью это объяснить нельзя, ведь все заезды, за исключением финальных, повторяются по три раза, а в зачет каждому гонщику идут два лучших результата.

В финальном заезде шесть лучших гонщиков едут на шесть кругов. Сайфутдинов быстро вышел вперед и проехал первым “стандартные” четыре круга, однако на пятом решительную атаку на него совершил Ники Педерсен. Пробившись перед этим на второе место с последнего, датчанин, не сбавляя темпа, пошел в атаку на Сайфутдинова и, дважды ударившись в заднее колесо мотоцикла салаватца, упал и получил серьезные травмы.

image-1image

В перезаезде Эмиль Сайфутдинов снова захватил лидерство и не упустил его, несмотря на постоянные атаки преследователей. Победа в Пардубице стала самым значительным достижением российского спидвея в 2016 году. Выиграть «Золотой шлем» уж никак не менее почетно, чем стать чемпионом Европы. Лишь титул чемпиона мира ценится выше.

И система проведения соревнований, и широкий и длинный трек, на котором одновременно едут шесть гонщиков, а не четыре, как в «обычных» соревнованиях, и призы — кроме заглавного, весьма ценного приза, победитель получает трековый мотоцикл «Ява», — очень подходят «Русской торпеде». Поэтому есть все основания ожидать, что Эмиль Сайфутдинов и дальше будет с удовольствием принимать приглашения организаторов и возвращаться из Пардубице не с пустыми руками.

ftg-13-68-zlata-prilba-finale-2016-pce_galerie-980