Следующий этап состоялся в Даугавпилсе (Латвия) и стал одной из лучших гонок всего спидвейного сезона – 2016. До сих пор не подсчитано количество обгонов, которые непрерывно происходили на дистанции почти во всех заездах. В финальном заезде Эмиль Сайфутдинов финишировал третьим, пропустив вперед только дальневосточника Григория Лагуту, ранее выступавшего за местный клуб “Локомотив” и один раз уже владевшего титулом чемпиона Европы, и представителя Швеции — четырехкратного чемпиона мира по длинному треку Йоонаса Кюльмякерпи. Набрав за этап 10 очков, а за два – 18, Сайфутдинов стал лидером ЧЕ, деля эту почетную миссию с поляком Пшемыславом Павлицким, который, правда, не разу не был на пьедестале. 18 очков – мизерная сумма, ведь за два этапа теоретически можно набрать очков вдвое больше. Гонщик, занимавший после двух этапов 10-е место, отставал от Сайфутдинова всего на три очка! Когда еще была такая острая борьба за титул чемпиона Европы!? Две трети финалистов сохраняли шансы на завоевание титула.
Однако на третьем этапе в Тольятти башкирского гонщика постигла неудача. Приехав в город автостроителей лидером чемпионата, он покинул его на девятом месте, с отставанием от лидера в шесть очков. Результат Эмиля на третьем этапе чемпионата Европы — пять очков и 12-е место.
В первом заезде, стартуя с четвертой дорожки, он финишировал последним. К слову, первая победа с этой дорожки была достигнута лишь в 16-м заезде. Во втором заезде Сайфутдинов финишировал вторым, что тоже нельзя было признать успехом, поскольку победил Анджей Лебедев, за несколько минут до этого имевший тяжелое падение. В третьем заезде к Эмилю пришла первая победа. Казалось, что он закрепит ее в четвертой серии. Но, находясь на лидирующей позиции, он неожиданно «споткнулся», позволил догнать себя датчанину Педерсену, а на следующем повороте, поджимаемый трехкратным чемпионом мира, не удержался на большой скорости и упал. К счастью, обошлось без повреждений, но это падение окончательно выбило чемпиона Европы из седла. В последней серии он выехал на трек лишь за несколько секунд до истечения двухминутного лимита, и не был допущен к старту.
Победил снова Григорий Лагута, не выступавший на первом этапе из-за травмы. Блестящие результаты на втором и третьем этапах вывели его на второе место в общем зачете (27 очков), с всего двухочковым отставанием от захватившего лидерство Линдбека. Горячие поклонники Григория уже предвкушали его победу на заключительном этапе и в чемпионате в целом, настолько мощно выступал дальневосточник. Начало в Рыбнике сложилось для россиянина прекрасно: победы в двух заездах, в том числе, над Сайфутдиновым. Но в третьем Григорий упал, а два следующих принесли ему только по два очка (всего – 10). У Эмиля Сайфутдинова в этот момент было 12 очков, Линдбек набрал всего восемь. Все перемешалось, все перепуталось. Появились шансы если не на титул, то уж точно на одну из медалей у Эмиля, не потерял их и Гриша (правда, было видно, что вдохновение покинуло его, уступив место разочарованию). Да и дорога в Рыбнике походила больше на Тольятти, чем на Даугавпилс. Например, с четвертой дорожки было выиграно всего два заезда, а Лагуте довелось стартовать с нее три раза.
В итоге в финал прошел Сайфутдинов, Лагута закончил этап лишь шестым, и вместо чемпионского титула получил дополнительный заезд за место в пятерке участников ЧЕ-2017, который, к счастью, выиграл. А вот Линдбек – лидер после трех этапов – в пятерку не попал.
Снова в финале был Сайфутдинов, плохо стартовал с третьей дорожки, тут же вышел на третье место и начал атаковать чеха Милика, но вскоре пришлось отбиваться от атак поляка Каспшака (серебряного призера ЧМ, Эмиль только бронзовым был). Неизвестно, чем бы все закончилось, но на третьем круге отказал двигатель. В итоге – четвертое место на этапе и седьмое в чемпионате. А новым чемпионом Европы стал закадычный друг Ники Педерсен, трехкратный чемпион мира, несколько лет тщетно пытавшийся завоевать титул лучшего в Европе (как Николай Красников на льду, и обоим это удалось в 2016-м).
Серебро впервые – у чеха Вацлава Милика – сына одного из лучших гонщиков ЧССР 80-х годов, бронза в утешение за годы неудач – у Каспшака. На четвертом месте – Лагута, на пятом – датчанин Леон Мадсен.
Но спидвеисты 21 века не расслабляются ни на минуту, у них нет праздников и выходных. Из Рыбника новоиспеченный чемпион Европы и бывший немедленно отправились в чешский город Пардубице, где с незапамятных времен проводится турнир, собирающий сильнейших гонщиков мира – “Золотой шлем Чешской Республики”, как написано на самом трофее, или “Золотой шлем города Пардубице”, как его почему-то называют организаторы. Среди победителей турнира в 21-м веке – Ники Педерсен, Дарси Ворд, Крис Холдер, Джейсон Крамп, Ли Адамс, ранее – Тони Рикардссон, Ханс Нильсен, Саймон Уигг, еще раньше – Эрик Гундерсен, Оле Олсен, Ове Фундин, – сплошь легенды мирового спидвея. Самые удачливые – один из руководителей SGP датчанин Оле Олсен, завоевавший семь пардубицких “Золотых шлемов”, чехословацкий чемпион Иржи Штанцл (пять) и прикованный ныне к коляске австралиец Ли Адамс (четыре).
Также четыре “Золотых шлема” приехали из Пардубице в Советский Союз. Но это было так давно, что Эмиль Сайфутдинов даже не слыхал и не читал об этом, он даже не знал, что все четыре достались гонщикам из Башкирии, причем, уфимцам. Две “Златых пшильбы” – под номерами 16 и 18 завоевал Игорь Плеханов, по одной – Фарит Шайнуров (17) и Геннадий Куриленко (21). Игорь Плеханов стал победителем первого розыгрыша почетного трофея на гаревой дорожке, состоявшегося в 1964 году (до этого, с 1929 по 1963 год он разыгрывался на ипподроме с травяной дорожкой длиной более 2 км), Геннадий Куриленко победил через пять лет. Эмиль Сайфутдинов ничего этого не знал, о чем чистосердечно признался после церемонии награждения, и поэтому выиграл “Золотой шлем” под номером 68.
В финальном заезде он оставил позади двукратного обладателя почетного трофея Руне Холту (Польша), немца Мартина Смолинского, шведа Петера Юнга, австралийца Марка Фрике и Ники Педерсена. В соревнованиях приняло участие 38 спортсменов из 15 стран.
Гонщик из Башкирии, дебютировавший в «Златой пшильбе», был единственным представителем России на этом состязании. Он победно провел все стадии турнира, заняв первые места и в своей четвертьфинальной группе, и в полуфинальной. При этом из первого полуфинала вместе с Сайфутдиновым в финал вышли Холта и Педерсен, а прошлогодний победитель Юрица Павлич из Хорватии не смог этого сделать и занял последнее, шестое место. И случайностью это объяснить нельзя, ведь все заезды, за исключением финальных, повторяются по три раза, а в зачет каждому гонщику идут два лучших результата.
В финальном заезде шесть лучших гонщиков едут на шесть кругов. Сайфутдинов быстро вышел вперед и проехал первым “стандартные” четыре круга, однако на пятом решительную атаку на него совершил Ники Педерсен. Пробившись перед этим на второе место с последнего, датчанин, не сбавляя темпа, пошел в атаку на Сайфутдинова и, дважды ударившись в заднее колесо мотоцикла салаватца, упал и получил серьезные травмы.
В перезаезде Эмиль Сайфутдинов снова захватил лидерство и не упустил его, несмотря на постоянные атаки преследователей. Победа в Пардубице стала самым значительным достижением российского спидвея в 2016 году. Выиграть «Золотой шлем» уж никак не менее почетно, чем стать чемпионом Европы. Лишь титул чемпиона мира ценится выше.
И система проведения соревнований, и широкий и длинный трек, на котором одновременно едут шесть гонщиков, а не четыре, как в «обычных» соревнованиях, и призы — кроме заглавного, весьма ценного приза, победитель получает трековый мотоцикл «Ява», — очень подходят «Русской торпеде». Поэтому есть все основания ожидать, что Эмиль Сайфутдинов и дальше будет с удовольствием принимать приглашения организаторов и возвращаться из Пардубице не с пустыми руками.