В 2017 году все прогрессивное человечество будет отмечать 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. А 1 января 2017 года уже отметил свой 70-летний юбилей Григорий Григорьевич Маркатанов – знаменитый гонщик ленинградской “Невы” (Ленинград – колыбель революции, если кто не знает) и еще более знаменитый тренер сборных СССР и России. Более 40 лет своей жизни он отдал спидвею, гонкам на льду. Ушел из мира трековых гонок в 2007 году, но не забывает о них ни на минуту, всегда в курсе всех дел, иногда даже находит возможность посетить некоторые Гран-при по спидвею.
Почему 16-летний ленинградец Гриша Маркатанов пошел ни куда-нибудь, а в мотоспорт? Ответ на этот вопрос предельно прост. Если отец – военный летчик Великой Отечественной, то в крови сына непременно окажутся гены скорости и бензина. В 1963 году Григорий Маркатанов пришел в мотокружок ленинградского Дворца пионеров имени Жданова, которым руководил Кирилл Александрович Демянский, впоследствии – заслуженный тренер СССР. Маркатанов пришел не один, а вместе с Геннадием Моисеевым – будущим трехкратным чемпионом мира по мотокроссу. Вместе ездили на занятия на электричке, сидели за одной партой, вместе стартовали в первенстве СССР по мотокроссу среди юношей в Подольске. Но в 1967 году дороги разошлись. Моисеев под руководством Демянского продолжил путь к вершинам мотокросса, а Маркатанов сделал крутой вираж на мототрек. И другой великий тренер – Юлий Ионович Подвальный – сразу разглядел в юном мотокроссмене задатки гаревика. Буквально после двух тренировок Григорий Маркатанов был включен в состав команды “Балтика”, выступавшей в классе Б, а через пару гонок начал привозить ей по 10-11 очков.
Разумеется, последовал немедленный перевод в “Неву”, в составе которой в 1968 году Маркатанов завоевал бронзу чемпионата СССР, а в 1971 году стал чемпионом Советского Союза. Его рейтинг (1,85) был в “золотой” команде третьим: выше только Владимир Смирнов (2,43) и Георгий Иванов (1,96). По привезенным очкам (76) Маркатанов – на втором месте в команде, впереди только Иванов (98). В целом по результативности – 16-й в классе А. Это был один из лучших его результатов. В 1969 году Маркатанов в рейтинге класса А – 45-й (1,31), в 1970-м – 21-й (1,85), в 1972-м – 23-й (1,85), в 1974-м – 21-й (1,91). И только в 1973-м году он превзошел все свои остальные достижения, заняв восьмое место (2,25). Эти данные почерпнуты в информационных сборниках ЦАМК СССР по спидвею, которые выпускались в 1969-1974 годах, и подсчитаны тренером по спидвею Евгением Иосифовичем Дискиным.
К высшим спортивным достижениям Григория Маркатанова принадлежат и две победы в Кубке СССР – в 1972 и 1974 годах. В первом случае розыгрыш проходил по той же системе, что и Кубка мира по спидвею: в гонке – четыре команды, в каждой команде – четыре основных гонщика и один запасной. Финал состоялся в Ленинграде и сулил хозяевам трека легкую победу. Но в первый день впереди оказалась балаковская “Турбина” – 37 очков, а у “Невы” было на три очка меньше. “Восток” (Владивосток) набрал 19 очков, “Карпаты” (Львов) – 6. Еще хуже стали дела “Невы” после первого заезда второго дня, в котором получил травму лидер команды Смирнов, а победил балаковец Владимир Гордеев. Разрыв увеличился до шести очков. Заменивший Смирнова Олег Добринский в трех заездах привез всего четыре очка, зато Георгий Иванов, Василий Батурин и Григорий Маркатанов взяли во второй день по 11 очков из 12 возможных. В итоге у “Невы” оказалось 71 очко, а у “Турбины” – 70. Двукратный чемпион СССР впервые стал обладателем Кубка СССР!
На следующий год система розыгрыша кубка изменилась с командной на парную, а в 1974-м – еще и на парно-заочную. После 13 заездов каждого командного матча проводилось два заезда на Кубок СССР. По итогам чемпионата очки пар сложили, и оказалось, что кубок завоевала “Нева”, набравшая 85 очков и опередившая тольятинские “Жигули” на 13 очков. Чемпионский состав “Невы” – Василий Батурин (47 очков) и Григорий Маркатанов (38).
Высокие спортивные результаты Григория Маркатанова привели его в сборную СССР, а затем и на личный чемпионат мира. Дебют в 1972 году в Абенсберге (ФРГ) начался с победы в первом заезде, но за ней последовали четыре “единички”, и с суммой 7 очков Маркатанов оказался десятым. Восьмым в континентальный полуфинал попал имевший такой же результат поляк Ежи Щакель, годом раньше ставший чемпионом мира в гонках пар, а годом позже – индивидуальным чемпионом мира.
В 1973 году Маркатанов прошел в континентальный полуфинал, заняв шестое место в четвертушке в Кршко (Югославия) с 10 очками. Полуфинал в Сланах (Чехословакия) принес только пять очков и 11-е место. Третья попытка (1975 год) принесла восьмое место в четвертьфинале в Мишкольце (Венгрия) – 9 очков, и 14-е – в полуфинале в Ольхинге (ФРГ) – 2 очка.
В 1975 году Григорий Маркатанов впервые пробился и в финал личного чемпионата СССР (Тольятти), где занял 14-е место (2 очка). Правда, выступал он и в финале 1970 года в Уфе, где набрал за второй день 3 очка, но на правах резервного гонщика трека. Среди спидвейных достижений – одно серебро (1972) и две бронзы (1970 и 1975) личного чемпионата Ленинграда.
Но далеко не всегда количеством титулов или набранных очков измеряется роль, которую играл тот или иной гонщик. Борьба на дорожке, даже отдельные яркие ее моменты могут остаться в памяти на долгие годы. Маркатанов несомненно был ярким гонщиком. Недаром он всегда входил в состав “Невы”, отправлявшейся на матчи в города-побратимы – польский Гданьск и английский Манчестер.
Как и большинство советских гонщики золотой поры, Маркатанов ездил и на гари, и на льду. В 1971 году вышел даже в финал чемпионата СССР. А сколько было всяких других гонок – и чемпионаты Ленинграда, и матчи Москва – Ленинград на призы газеты “Советский патриот”, и гонки с финнами, и шведами.
Среди друзей у Григория Маркатанова были и уфимцы Игорь Плеханов, Борис Самородов, Габдрахман Кадыров. С большой теплотой он вспоминает гонки на уфимском стадионе “Труд”: “выступать на этом стадионе для нас было все равно что в церковь сходить”. А Игорь Плеханов жил у него, когда приезжал в Ленинград на экзаменационные сессии в институте физкультуры имени Лесгафта. Сам Маркатанов тоже окончил этот институт, и почувствовал тягу к тренерской работе. В конце 70-х он уже занимался с юниорской сборной СССР. Вместе с польским тренером Брониславом Ратайчиком вынашивал идею проведения Кубка Дружбы социалистических стран по спидвею. А когда она воплотилась в жизнь, именно питомцы Маркатанова стали привозить Советскому Союзу одну победу за другой. Участвовал в подготовке практически всех известных советских гонщиков, юниорская пора которых начиналась в конце 70-х годов, начиная от Айрата Файзулина. Под руководством Маркатанова гонщик из Октябрьского взял в Ленинграде первую в истории советского спидвея серебряную медаль юниорского первенства Европы. Могла бы быть золотая, ведь в совместном заезде он выиграл у будущего чемпиона, которым стал американец Рон Престон. Но погорячился на старте своего первого заезда и перевернулся…
Событий в спортивной и тренерской жизни Маркатанова хватит на толстую книгу. Вклад он внес весьма солидный. Но самыми главными своими тренерскими достижениями считает те, что скорее можно отнести к организаторским. Но сначала об их предыстории. В советское время у мастеров спидвея одной из главных проблем был недостаток соревновательной практики. Если во времена Владимир Ивановича Карнеева за счет интенсивных встреч с поляками и чехами на официальном и товарищеском уровне, регулярных выездов в Англию и Швецию, у ведущих мастеров за сезон набиралось до 50-60 гонок, то в 70-80-е годы их число сократилось более чем вдвое. Да и то, в этом количестве основную часть составляли соревнования внутри страны. Уровень ведущих наших гонщиков падал. В то же время, у юниоров только за счет Кубка Дружбы набиралось до 14 гонок за сезон. Недаром на юниорском уровне гонщики СССР практически не уступали зарубежным сверстникам. Но как только переходили во взрослые, прогресс прекращался. Надо было что-то делать.
В конце 80-х Григорию Маркатанову удалось организовать визит сборной СССР в Австралию, где состоялась серия гонок. Потом этот визит был повторен. На заработанные деньги у англичанина Дональда Годдена (известный гонщик, а затем – тюнер) были приобретены мотоциклы для гонок по травяному треку, на которых Риф Саитгареев стал чемпионом Европы, а затем Олег Кургускин – вице-чемпионом. В начале 90-х начала развиваться лига в Польше, в ней стали выступать многие ведущие гонщики мира. Григорий Маркатанов убедил руководство ДОСААФ отправить в эту лигу ведущих российских гонщиков, причем, снабдив их “своими”, то есть, цамковскими мотоциклами. Дебют состоялся в 1992 году. Новое “окно в Европу” было прорублено.
Далее последовала работа с ледовой дружиной России. Благодаря В.И.Карнееву произошло яркое возрождение ледового спидвея в Саранске, и на тренерскую работу в клуб “Лисма-Мордовия” был приглашен Григорий Маркатанов. Была поставлена задача: вырастить в Саранске собственных чемпионов мира. Задача была выполнена. Доморощенный Максим Захаров стал чемпионом мира в командных гонках и двукратным чемпионом Европы, чемпионом мира в команде России, серебряным призером личного чемпионата мира и чемпионом Европы стал Юнир Базеев. Да и трехкратный чемпион мира (а с командными – восьмикратный) москвич Кирилл Дрогалин своих высших достижений добился лишь тогда, когда начал выступать за клуб из столицы Мордовии, и по праву считается одним из воспитанников Г.Г.Маркатанова.
Жизнь сложилась так, что в 2007 году Григорий Григорьевич оставил любимое занятие, но не оставил мир скорости и мир моторов. Сейчас он является директором одного из филиалов Академии водительского мастерства.
Поздравляем Григория Григорьевича Маркатанова с юбилеем, желаем ему крепкого здоровья, удачи и новых свершений!